Поезд красная стрела

264

Поезду «Красная Стрела» 90 лет.

Этот известный поезд давно уже стал одним из символов не только двух российских столиц, но и визитной карточкой Российских железных дорог.

«Стрела» стала первым фирменным поездом, в корне изменившим ситуацию на железной дороге и возродившим дореволюционную традицию поездов первого класса. Еще весной 1931 года стало известно, что между Москвой и Ленинградом вводится в обращение курьерский поезд.

6 июня в газете «Гудок» появилось объявление: «9 июня, в 1 час 30 мин. ночи, из Ленинграда на Москву отправится в первый рейс экспресс «Красная стрела». Расстояние между Ленинградом и Москвой экспресс последует состав за 9 ч. 45 мин. Средняя скорость экспресса 70 км в час. На отдельных перегонах скорость дойдет до 100 км в час».

Первый состав «Красной стрелы» состоял из 12 вагонов, выкрашенных в синий цвет, из-за чего был некий диссонанс между названием и цветом вагонов. В составе было 7 жестких купейных, 3 мягких, 1 спальный с двухместными купе и 1 багажный.

Сейчас в поезде 6 вагонов купе, 9 вагонов СВ и 1 вагон Люкс. Причем вагон-ресторан разделяет поезд на две половины: в одной самые демократичные по цене купе, а с ругой — вагоны бизнес класса и VIP. Причем до сих пор вагоны этого поезда остаются самыми передовыми по функционалу, среди тех, что курсируют на Российских железных дорогах. А между прочим в истории советских железных дорог именно в «Красной стреле» был создан вагон СВ. Для этого верхние полки в купейном вагоне были сняли, на их место повесили зеркала и светильники. Оборудование и внутреннее убранство этих вагонов ни в чем не уступало зарубежным аналогам и даже превосходило их.

Уровень сервиса в этом поезде был для тех времен просто невероятным. Впервые пассажирам на время пути предоставлялись шашки, шахматы и другие настольные игры. В поезде работали буфеты, где можно было заказать ужин с доставкой в купе. Для удобства пассажиров в одном из вагонов был оборудован даже телефонный переговорный пункт, с которого во время стоянки на станциях Бологое, Окуловка и Малая Вишера можно было связаться не только с Кремлем, но даже с Лондоном и Парижем.

С первого дня своего существования «Красная стрела» была вынуждена конкурировать с самолетом, поскольку почти одновременно с появлением поезда началось регулярное пассажирское авиасообщение по линии Москва – Ленинград. И многолетняя история «Красной стрелы» доказала, что железнодорожники сумели успешно справиться с этим вызовом, ведь «Красную стрелу» выбирали в основном за комфорт, возможность поспать в ночное время и получение командировочных еще за один день, ведь стала отправляться она в без 5 минут до полуночи.

На «Красной стреле» проходило испытание самое современное оборудование своего времени. Например, в 1933 году на поезде была испытана первая модель электропневматических тормозов. Для «Стрелы» разрабатывались даже особые, скоростные модели паровозов, такие, как 2-3-2. Они могли развивать скорость до 150 – 160 км в час.

«Красная стрела» в течение 10 лет регулярно отправлялась в путь, вплоть до 24 июня 1941 года, когда в связи с введением военного положения поезд пришлось отменить. Один из составов «Красной стрелы» был эвакуирован в Цирульск, другой был укрыт в бывшем «царском павильоне» возле Обводного канала.

В конце 1943 года вагоны «Красной стрелы» были возвращены из эвакуации. Они находились в крайне запущенном состоянии. Начальник вагонного участка И.А.Завьялов сумел организовать их ремонт в условиях отсутствия самых необходимых материалов.

29 января 1944 года Красная армия полностью освободила от фашистов территорию, по которой проходила железнодорожная линия Ленинград – Москва, а 23 февраля по ней уже прошел первый поезд. Для жителей — это был символ освобождения их города. Правда поначалу вереницу вагонов замыкала бронированная платформа с зенитными пулеметами. Состав сопровождали врач, сотрудники милиции и пограничники.

Потом с «Красной стрелой» ходили еще много различных паровозов, это и Су, и Л, и П36. А после паровозы сменили тепловозы ТЭ7 и только после полной электрификации с поездом стали работать электровозы, причем уже всех известных моделей.Однако, самыми запоминающимися были именно электроаозы серий ЧС-1, ЧС-2, ЧС2Т, ЭП2К, ЧС200 и самые передовые ЭП20.

У питерцев и москвичей родилось множество традиций, связанных с «Красной стрелой»; например, в 1967 году появился обычай встречать и провожать поезд на Московском вокзале под музыку Р.Глиэра «Гимн великому городу». С 1976 года в поезде стали использовать вагоны марки Аммендорф, постройки ГДР. Эти вагоны отвечали высоким запросам советской элиты — политические деятели, творческие личности и тд. Даже олимпийский огонь в 1980 году был доставлен из Москвы в Ленинград в вагоне «Красной стрелы».

В 1998 году Тверским вагоностроительным заводом был изготовлен вагон нового поколения, предназначенный для использования на скоростях 200 км/час. При производстве данной модели вагона использовались самые современные технологии, что позволило реализовать наиболее перспективные и смелые конструкторские разработки. В частности, в конструкции кузова применены нержавеющие стали, использованы безлюлечные тележки с повышенной плавностью хода, установлены компьютеризированные системы информации и жизнеобеспечения, экологически чистые туалеты и многое другое.

Вообще, стоит сказать, что «Красная стрела» сменила уже 6 поколений вагонов. Сейчас в ее составе вагоны постройки 2006 года, а это значит, что скоро можно ждать обновления вагонов этого легендарного поезда. Еще одна особенность, в этих вагонах не 9 купе, как обычно, а 8, за счет чего сами купе стали заметно шире. Окна в вагоне также более широкие, чем в вагонах стандартных серий.

Вот и Творческая группа «Kmbb» прожили с «Красной стрелой» целых два дня и много чего узнали, даже того, что срыто от глаз обычных пассажиров.