Жизнь после украинской трубы: одни замерзнут, а другие заработают

438

Жизнь после украинской трубы: одни замерзнут, а другие заработают

Главным выгодоприобретателем от срыва транзита газа через Украину станут США. Вашингтон рассчитывает, что недопоставка российского газа приведет к росту цен на европейском газовом рынке. А это повысит рентабельность поставок СПГ из США в Европу. При этом европейские страны, как и сама Украина, могут буквально замерзнуть.

Миссия невозможна

Хотя лето считается периодом затишья чуть ли не во всех сферах, в вопросе поставок российского газа в Европу напряжение нарастает, несмотря на сезон отпусков.

Уже сейчас можно сказать, что отказаться от транзита газа через Украину «Газпром» не сможет по ряду причин.

Во-первых, Дания – последняя из стран, по акваториям которых должен пройти газопровод, не дала разрешения на прокладку трубопровода. Национальный регулятор не говорит ни «да», ни «нет», откровенно затягивая процесс согласования. Копенгаген находится в сложной ситуации.

С одной стороны, на датчан давят США, стремящиеся заблокировать реализацию «Северного потока–2» (далее СП-2) чужими руками. С другой стороны, отказать оператору проекта в строительстве газопровода Дания тоже не может, так как ранее она согласовала строительство первого «Северного потока», и негативного влияния на окружающую среду этот газопровод не оказал за все годы своей работы. Так что Копенгаген просто не сможет обосновать отказ в согласовании строительства второго газопровода из России в Германию.

Скорее всего, Дания все-таки выдаст разрешение на строительство, так как 20 июля согласовала строительство другого газопровода в своей акватории – Baltic Pipe (из Норвегии в Польшу – прим. автора). Теперь у датских властей при выдаче разрешения «Газпрому» будет оправдание перед Вашингтоном: мол, раз одним разрешили, не могли отказать другим, иначе нас засудили бы за дискриминацию. Но свою роль датчане уже выполнили – затянули с выдачей разрешения. Оператор «Северного потока–2» вряд ли успеет провести все пусконаладочные работы к 1 января 2020 года.

Во-вторых, европейцы не успеют построить продолжение «Северного потока–2» на суше – газопровод EUGAL. В соответствии с законодательством ЕС на территории Евросоюза строительство должны проводить независимые от поставщика компании. Поэтому даже если морской газопровод заработал бы к 31 декабря, газотранспортная система ЕС не смогла бы принять весь объем газа на берегу Германии.

В-третьих, весной 2019 года ЕС принял поправки к «Газовой директиве», которые запрещают «Газпрому» загрузить более 50% мощности «Северного потока–2». То есть даже если бы все ранее обозначенные проблемы были бы решены, газопровод все равно прокачивал бы не 55 млрд куб. м. газа в год, а только 27,5 млрд. Сейчас оператор СП-2 Nord Stream 2 обжалует принятие поправок в «Газовую директиву» в Европейском суде. Если это сделать не удастся, он будет подавать заявку на исключение из-под норм «третьего энергопакета». Но в любом случае снятие данного ограничения – перспектива 2021–2022 годов.

В-четвертых, не достроен европейский участок продолжения второй нитки «Турецкого потока». Есть большие сомнения, что к 1 января 2020 года будет достроен газопровод из Болгарии в Сербию и далее до Венгрии.

Таким образом, рассматривая перспективы развития отношений в «газовом треугольнике» Россия-Украина-ЕС, стоит исходить из тезиса о том, что с 1 января 2020 года «Северный поток–2» (55 млрд куб. м. прокачки в год) и «Турецкий поток» (31,5 млрд куб. м.) на полную мощность не заработают.

А значит для того, чтобы спокойно пройти отопительный сезон начала 2020 года нужно подписать контракт на транзит газа через Украину. Сделать это будет очень не просто. Руководство «Нафтогаза» чуть ли не каждый день говорит о том, что транзита с 2020 года точно не будет. Хоть при этом они и обвиняют в срыве переговоров «Газпром», но даже частота заявлений показывает, что менеджмент украинской компании нацелен на сохранение транзита.

Победители и неудачники

От срыва транзита ряд стран пострадают, но некоторые страны смогут даже заработать. Россия от срыва транзита получит в основном риски. «Газпром» готовится к худшему варианту развития событий. В случае остановки с 1 января прокачки газа по украинской ГТС, госконцерн будет поставлять клиентам газ из европейских подземных хранилищ, куда закачивается сырье. Также будут задействованы все обходные газопроводы.

А дополнительным источником для исполнения контрактов станут поставки СПГ. «Дочка» «Газпрома» Gazprom Marketing & Trading Singapore имеет долгосрочный контракт с «Ямалом СПГ» на закупку 3 млн т. сжиженного газа в год. Плюс можно будет скупать СПГ на свободном рынке и передавать клиентам в рамках собственных контрактов.

Интересно, что если раньше теплая зима в Европе была нежелательна для «Газпрома» (так как снижается потребление газа), то теперь концерн будет рад отсутствию холодов. Российская компания даже может заработать от того, что на спотовом рынке газа котировки пойдут вверх на новостях об остановке транзита через Украину. Но «Газпрому» гораздо важнее продержаться вторую половину отопительного сезона «январь-март», чем заработать деньги.

Главным выгодоприобретателем от срыва транзита станут США. Вашингтон рассчитывает, что недопоставка российского газа приведет к росту цен на европейском газовом рынке. А это повысит рентабельность поставок СПГ из США в Европу. Кроме того, американцы смогут возродить миф о «ненадежном поставщике», который якобы по политическим мотивам составил Европу без газа в разгар отопительного сезона.

Неоднозначные последствия будут для Европы и самой Украины. Германия вряд ли что-то почувствует, так как к ней уже приходят газопроводы «Северный поток» и «Ямал Европа». А вот север Италии может испытать дефицит газа.

В декабре 2017 года, после взрыва на австрийском газовом хабе Баумгартене, итальянские власти вводили в стране чрезвычайное положение. Дефицит могут испытать страны Вышеградской группы и юго-восточной Европы. Хотя «Газпром» и постарается записать часть потребителей через «Турецкий поток» и далее реверсом в Болгарию, оттуда в Хорватию и Молдавию, а также аверсом в Грецию. Кроме того, компании трейдеры в Словакии, Венгрии и Польше не смогут зарабатывать на поставках Украине российского реверсного газа.

Однако ряд стран попытаются заработать на прекращении транзита российского газа. Наибольшие шансы у Польши. США довольно открыто намекает украинским властям на необходимость закупки американского СПГ с поставкой через польский регазификационный терминал в Свиноуйсьце. Соответственно, Польша получит плату за использование терминала и прокачку до Украины. Сейчас это сделать невозможно из-за загруженности украинской ГТС, но если транзит российского газа остановится, трубы можно будет пустить в реверсном режиме.

Директора компании «Оператор ГТС Украины» Сергей Макогон предполагает, что Украина с 1 января сможет покупать «каспийский газ» и СПГ с поставкой через Трансбалканский газопровод. Проблема в том, что у Азербайджана нет лишнего газа для продажи Украине. Он с трудом выполняет уже имеющиеся контракты (в прошлом году ему даже пришлось закупать газ у «Газпрома»).

Вариант СПГ также выглядит сомнительным, так как Трансбалканский газопровод законтрактован «Газпромом» и в рассматриваемом сценарии он сам будет загружать его в реверсе. К тому же при прекращении транзита российского газа через Украину в Европе может возникнуть ажиотаж, и Украине будет сложно найти поставщика газа.

В результате одним из главных проигравших от остановки транзита окажется сама Украина. Прерывание газоснабжения грозит остановкой теплоснабжения населенных пунктов. А это выльется в социальную напряженность. Поэтому для сохранения политической поддержки команде президента Владимира Зеленского стоит поторопиться с заменой «газовых переговорщиков» на более прагматичных.

 

Источник